Интервью с Альмой — знаковое событие для Suit & Tie, поскольку оно доказывает, что миссия нашего сайта — это не пустые слова. Девушка, которая всю сознательную жизнь готовилась стать финансистом в крупной международной корпорации и совсем не умела шить, сегодня — владелица собственного ателье и самый известный модельер одежды в своём городе. А это в очередной раз говорит о том, что научиться шить и даже сделать это не просто хобби, а делом своей жизни может каждый, у кого достаточно отваги, трудолюбия и упорства. Как решиться, где и у кого учиться, и что делать, если вера в свои силы уже на исходе — обо всем этом скорее читайте в интервью Альмы Менкнасумовой  для Suit & Tie.


Suit & Tie: Альма, расскажи, как получилось, что ты решилась стать дизайнером одежды и заняться индивидуальным пошивом?

Alma: Сначала ничто не предвещало беды :) Я училась 5 лет в «Плешке» (прим. ред.: РЭУ им. Плеханова) на финансиста. На последнем курсе появилась возможность поехать учиться в Италию на 4 месяца по программе обмена в Миланскую European school of economics. И не смотря на то, что я училась на финансовом направлении, я могла выбрать любую программу для изучения. Я выбрала Fashion management и не прогадала, именно это стало поворотным моментом в моей судьбе. Получив диплом «Плешки», я поступила в Институт моды и дизайна Istituto Marangoni с кампусом в Лондоне, где отучилась 2 года.

Suit & Tie: Время, проведённое в Istituto Marangoni было полезным лично для тебя? Мы знаем, что он достаточно авторитетен в дизайнерских кругах, но стоит ли овчинка выделки?

Alma: Конечно стоит! Во-первых, там меня научили шить абсолютно с нуля. В Marangoni никого не жалеют, я помню, бывали задания, когда готовую вещь надо было сдать на следующий день, и я целую ночь сидела и шила, чтобы успеть к сроку. Во-вторых, я познакомилась с замечательными людьми: с преподавателями, студентами, которые вдохновили меня на собственнное дело. Например, одна из моих преподавательниц Naza Yuzefi — успешный дизайнер, она выпускает коллекции оригинальных женских сумок. Ну и конечно, стоит отметить качество обучения, лекции у нас читали настоящие акулы фэшн-индустрии, так например, среди лекторов был гениальный японский дизайнер Key Kagami. Он невероятно креативный, например, в его коллекции есть вещи из одних только молний, и у него куча других неординарных идей.

Suit & Tie: Что ты делала после окончания обучения?

Alma: После окончания института я приехала домой и сшила несколько вещей в качестве портфолио, и мне это действительно очень помогло — клиенты могли оценить качество пошива, понять мой стиль, люди в нашем городе начали узнавать обо мне. И впоследствии все эти вещи достаточно быстро раскупили. 

Suit & Tie: А почему ты решила вернуться в Россию, не осталась работать в Лондоне?

Alma: Я безумно люблю Лондон, это прекрасный, но, вместе с тем, очень высококонкурентный город, в который съезжаются таланты со всего мира. А о дороговизне жизни в нем, я думаю, вы и так наслышаны, поэтому не стоит даже упоминать. В Элисте же, наоборот, практически полное отсутствие конкуренции. Плюс здесь родители, которые  поддержали и помогли со стартом.


«Мне есть куда расти, и надо расти. Обосноваться в Москве — это серьезный шаг, я не боюсь его сделать, но в нужное время.»


Suit & Tie: Давай поговорим про большие города. В Элисте ты можешь быть главным и чуть ли не единственным дизайнером в городе, но рано или поздно достигнешь потолка, и тогда следующий логичный шаг — это переезд в Москву. Но в столице ты одна из миллиона таких же начинающих дизайнеров, без покровителей, без громкого имени. С другой стороны, только здесь всего этого и можно достичь.

Alma: Конечно, мне эта дилемма близка. Я уже и сейчас наблюдаю некоторую монотонность в своей работе. От бешеного ритма в Лондоне я получала дикое удовольствие, невероятно заряжалась им.  Там нельзя стоять на месте ни секунды, надо постоянно двигаться вперед, чтобы хотя бы оставаться на одной линии с другими. Мне есть куда расти, и надо расти. Обосноваться в Москве — это серьезный шаг, я не боюсь его сделать, но в нужное время.

Suit & Tie:  А как ты решила, что тебе нужно заниматься именно дизайном одежды и шитьем, а не дизайном интерьера, к примеру, или фотографией?

Alma: Меня конечно всегда интересовала фотография, с детства много рисовала, но после курса фэшн-менеджмента поняла, что дизайн одежды — мое все.

9fbe3068-5124-4504-ae0b-3dd27d960e39

a12fc6cf-df86-4554-9f3f-d4cab288ffb3

Suit & Tie:  Ты долго училась на налогах в одном из самых популярных ВУЗов страны. Как родители отреагировали на твое решение кардинально сменить сферу деятельности?

Alma:  Папа был в шоке! Я неплохо училась, и могла бы спокойно работать в какой-нибудь международной компании, у меня хороший английский. Конечно, родители расстроились, но потом увидели, что мне действительно интересно, что шитье доставляет мне удовольствие. И сами в Лондон отправили учиться. Спасибо большое им! Они до сих пор стараются меня поддерживать. Я сейчас уже сама себя обеспечиваю, могу родителей порадовать подарком. Маме постоянно что-то шью. Кстати, у нас в маленьком городе, до того как я вернулась после учебы, не было ни одного дизайнера. Поэтому папа и решил, что ничего не выйдет из моей затеи, а для него это будет позор на весь город (смеется).

Suit & Tie: Недавно читала статью, она называлась  “10 профессий, которые наши родители никогда не поймут”. Дизайнер, кажется, был в этом списке!

Alma: Конечно же был (смеется).

Suit & Tie: Альма, опиши свой обычный рабочий день.

Alma: Прихожу с утра, раздаю заказы мастерам, их у меня пока трое. Где-то с 12 начинаются примерки и так до 6 вечера. С 9 до 6 я вообще не замечаю как проходит время, постоянно что-то делаю. Работаю 7 дней в неделю, так как у меня собственное ателье и при нем же магазин тканей, чтобы клиент сразу мог выбрать и заказать. Все никак не получается найти хорошего помощника и приходится делать все самой. В субботу и в воскресенье я прихожу в магазин тканей, сама консультирую покупателей.

Suit & Tie: А можешь себе представить, что с 9 до 6 ты сидишь в офисе корпорации, считаешь налоги, бюджеты?

Alma:  Сейчас конечно уже нет. Больше всего мне нравится, что я сама планирую свой день. Если нужно куда-то уйти — без проблем могу отвлечься. Но конечно, бывают и тяжелые моменты, когда я работаю до глубокой ночи.

Suit & Tie: А случается такое, что ты думаешь: “Все надоело, устала, нет больше сил,  хочу все бросить!!”

Alma (смеясь): Я с ужасом жду Нового года, в это время приходит целая куча заказов, наступает дикий ажиотаж. В Элисте это какой-то обычай: каждая девушка либо покупает, либо шьет вечернее платье, все должно быть очень красиво. Я уже сейчас начинаю получать картинки от клиенток — аля “хочу вот такое платье, как у Анджелины Джоли”. (Прим. ред.: интервью мы брали в ноябре).


«В России до сих пор не научились пользоваться главной привилегией — индивидуальным пошивом.»


Suit & Tie: Альма, а как ты относишься к масс-маркету?

Alma: Масс-маркет — это глобальное явление, неотъемлемая часть моды, конечно, без него современный мир уже невозможно представить, и наверное, масс-маркет должен существовать. Я особо его не жалую, но  некоторые базовые вещи время от времени покупаю, от этого никуда не денешься. Но когда хочется эксклюзива, нужно не раздумывая идти за индивидуальным пошивом. Стоит помнить о важном моменте: в России индивидуальный пошив не такой дорогой, как в других странах, а мы этим совершенно не пользуемся.

Suit & Tie: А как считаешь, за счет чего?

Alma: За счет труда, конечно. За границей это огромные деньги и действительно удовольствие не для бедных. По-моему, это слова Эвелины Хромченко, что в России до сих пор не научились пользоваться главной привилегией — индивидуальным пошивом.

Опять же, возвращаясь к теме масс-маркета, пожалуй, его самый большой минус — это экономия на материале, кругом одна синтетика. Я, например, совсем не могу носить синтетические вещи,  так как ощущаю на себе эту искусственную ткань, мне неприятно. Когда шьешь одежду индивидуально, можно выбрать 100% натуральную ткань, и быть довольным, что вещь действительно качественная и стоит своих денег.


«Многие мои клиенты подсаживаются на это — им интересно самим ткани выбирать, чувствовать ее фактуру, вносить индивидуальные детали.»


Suit & Tie: Знаешь, мы часто сравниваем покупку одежды в магазине и индивидуальный пошив с кинематографом и театром. Если хочешь пойти в кино, можно купить билет на ближайший кинотеатр и отправиться в него в тот же вечер. А в театр принято покупать билеты сильно заранее, выбирать конкретный театр, жанр, актерcкий состав, красиво одеться в день представления. Но согласись, люди сейчас в кино ходят куда чаще, чем в театр. Как думаешь, не поглотит ли так же масс-маркет индивидуальный пошив, если в магазинах тонны вещей, и при желании можно найти все, что угодно?

Alma: Масс-маркет тоже очень разный. Средний ценовой сегмент (Zara, Topshop) пугает своей массовостью и количеством одежды. А есть бренды, которые действительнно приятно покупать, да и многие мои подруги прямо говорят, что им проще пойти купить вещь, чем ждать пока она будет сшита на заказ.

Дело в том, получаешь ли ты сам удовольствие от процесса шитья. Многие мои клиенты подсаживаются на это — им интересно самим ткани выбирать, чувствовать ее фактуру, вносить индивидуальные детали.

Например, недавно хотела купить пальто, не было времени сшить. В результате я долго ходила по магазинам, и то, что мне нравилось по качеству, стоило 60-70 тысяч, то, что нравилось по цене — было сшито из полиэстера и выглядело мешковато. Как я могу что-то из этого купить, зная, что сошью сама и дешевле, и качественнее, именно тот фасон, который я хочу, именно тот материал, цвет, длину, без лишних карманов, вышивок и прочего.

aa9ba5c2-a8b7-45c0-a674-9e66bfdf37b9

Suit & Tie: У тебя есть любимые марки в масс-маркете?

Alma: Я редко захожу в магазины, изредка покупаю джинсы или трикотаж, часто беру аксессуары, чтобы дополнять образы.

На меня Лондон оказал влияние! Конечно я и в пресловутой Zara покупаю базовые вещи, но больше всего нравятся Topshop, Reiss, Whistles. Но и они сейчас стали очень дорогими из-за валютного курса. И если говорить о дорогих вещах, то из люксовых брендов для меня интересен Celine.

Suit & Tie: А что-нибудь из российских брендов нравится?

Alma: О, да, мне так нравится, что в России сейчас появилась целая волна молодых дизайнеров! Вот вспомнить лет 5 назад — никого практически не было, а сейчас что-то новое постоянно появляется. Мне, к примеру, очень нравится Walk of Shame — он использует очень крутые ткани. Определенно Вика Газинская нравится. Изучала ее коллекции, когда делала работу в университете. Она очень творчески подходит ко всему и ткани у нее обалденные. Кто еще… Терехов и Ульяна Сергеенко — не совсем мой стиль. У Ульяны очень женственные образы, русские мотивы, все достаточно вычурное. Я же воспитанник Лондона — ценю сдержанность и даже некоторую строгость в одежде.

Suit & Tie: А что скажешь о Султанне Французовой? Она тоже из Калмыкии, насколько нам известно. Помнишь, был когда-то бум популярности по Султанне. Она была на слуху, повсюду открывались магазины, но затем все это сошло на нет и она практически ичезла с российского рынка.

Alma: Да, она моя землячка. Читала, что у Султанны производство сейчас базируется в Китае, а в России есть интернет-магазин. Вообще она молодец, у нее изначально был хорошо узнаваемый стиль, такой очень романтически — женственный, и в тот момент с ним она попала в струю. Затем веяния моды изменились, а у нее по прежнему остались те же фасоны: оборки, складки, пышные юбки, шифон, все нежное и струящееся. А ведь нужно новое предлагать потребителю. Прошла мода по романтизму — все стало более жестким.


«Искусственная мода на вещи «over-size» — это изначально обман. такие модели элементарны для пошива. Не хочется, чтобы люди так ходили…»


Suit & Tie:   А как ты относишься к этому инстаграмному буму различных fashion-акаунтов?

Alma: Вещей стало очень много. Но в первую очереь, я отрицательно отношусь к тем аккаунтам, которые предлагают одежду one-size, потому что она никогда не садится идеально. Это изначально некий обман. Возьмем платье свободного кроя one-size, которое по размеру подойдет любой девушке, но маловероятно, что круто сядет — разные у всех фигуры. Проиводители не хотят заморачиваться и производить одежду по размерам. Это ведь так просто:  сделать мешковатую одежду, которая всем по размеру, чтобы к ним не было лишних претензий. То же самое касается и пальто, почти все представленные модели — со спущенным рукавом. Везде продают какие-то халаты, мешки, если мы говорим о платьях, то это трапеции, если о юбках — то это модели по косой или со складками, которые не требуют приталивания.  В то же время, эти вещи диктуют моду, потому что эти модели покупают. Мне кажется это обман — такие модели элементарны для пошива, но заворачивается это все в красивую обертку модных тенденций, главного фэшн-тренда. Не хочется, чтобы люди так ходили…

Suit & Tie:  Ага, купил пальто «over size», платье-трапецию, сумку-мешок, и сам ходишь как один большой мешок.

Alma: Зато ты купил все это в популярном инстаграм-аккаунте, и это же очень модный в этом сезоне «over size»! Хотя изначально «over size» идет только девушкам модельной внешности, скинни, высоким, размер 34. На девушках, носящих одежду размера М, эти вещи, как правило, уже не так выигрышно смотрятся.

Suit & Tie: Недавно читали интервью девушек, которые занимаются развитием российских дизайнеров. Они жаловались на отсутствие стиля у многих из них, говорят, что все друг друга копируют.

Alma:  Не соглашусь, в России можно найти интересных дизайнеров и модных персон. Например, Жанна Ким — ее хочется рассматривать в деталях!  Какие-нибудь маленькие кисточки из бисера на платьях из последней коллекции — вот вроде бы ничего особенного, а так необычно смотрится. Или вышивка в виде журавля. Сразу приходят на ум грузинские дизайнеры, они просто шикарные — чувствуется харизма, другая точка зрения, свой путь, их стиль просто уникален (чуть больше о грузинских дизайнерах и стрит-стайл читайте ТУТ).

Suit & Tie: Кстати, изучали твою страничку в Instagram, и были очень удивлены, что вход разрешен только избранным. Обычно дизайнеры, да и не только, всячески привлекают подписчиков, ставят миллионы хештегов, у многих Instagram — чуть ли не как главный инструмент для продвижения. А ты по каким соображениям оставляешь свой аккаунт приватным?

Alma: Это правда, в моем аккаунте нет случайных людей, если кто-то и подписывается, это значит, что меня рекомендовали знакомые, родственники, друзья. Честно говоря, таким образом я пытаюсь защитить свои творения от копирования. Мой бизнес сейчас не требует очень активного промоушена, нам хватает текущего объема заказов. А нынешняя реальность такова, что оригинальные модели воруются и копируются самым наглым образом.


«Образ появляется в моей голове, когда я вижу ткань, чувствую ее фактуру. Сразу начинаю представлять, какая вещь получится из этого материала.»


Suit & Tie: На просторах интернета мы также наткнулись на статью, в котрой директор моды журнала Glamour Катя Климова позирует в платье твоего авторства и называет его одной из любимейших вещей в гардеробе. Платье, кстати, и правда очень нежное и необычное. Расскажи, как ты получила этот заказ?

Alma: Моя подруга работает ассистентом в этом журнале и часто приходит на работу в нарядах моего пошива. Как-то Катя поинтересовалась у нее, откуда у нее все эти вещи, и подруга рассказала обо мне. Катя тут же заказала у меня платье, а я сняла с нее мерки в один из своих приездов в Москву и уже из Элисты отослала готовый заказ. Ей он очень понравился.

Suit & Tie: А обычно ты шьешь вещи сразу в нескольких размерах или под индивидуальный заказ?

Alma: В основном я шью на заказ, но это отнимает очень много сил и времени, так как заказы бывают абсолютно разные, и каждый раз уходит гигантское количество времени на усовершенстование лекала, подбор материала, детальную проработку. Конечно, я хотела бы шить вещи, которые близки мне, так что в скором времени я планирую выпустить капсульную коллекцию.

Но и сейчас по-тихоньку  стараюсь приучать клиенток к своему стилю и уходить от мещанского “дорого-богато”, близкого российскому менталитету. И я замечаю, что прогресс есть, все чаще покупатели прислушиваются ко мне и выбирают что-то более сдержанное, элегантное.

Suit & Tie: Раз уж речь зашла о создании собственной коллекции: а как ты «рисуешь» свои образы, как они появляются в твоей голове?

Alma: Образ появляется в моей голове, когда я вижу ткань, чувствую ее фактуру. Сразу начинаю представлять, какая вещь получится из этого материала. Многие думают,  что сначала дизайнеры рисуют некий образ в голове, на бумаге, и только потом подбирают к нему ткань, но на деле, по крайней мере у меня, все выходит ровно наоборот.

Suit & Tie:   А где еще ты черпаешь вдохновление? Может быть, определенная эпоха в истории моды?

Alma:  Мне очень нравится эпоха Ив Сен Лорана. Я восхищаюсь его талантом. Он использовал в своих коллекциях все, начиная от стиля сафари, заканчивая авангардизмом, вдохновление черпал из живописи. Это стоит огромных усилий — ты только закончил одну коллекцию, как тут же нужно начинать работать над другой. А он был настолько креативен, что каждая его коллекция была абсолютно не похожей на предыдущую, с каждым разом все сложнее и интереснее. Еще очень забавно читать про его вечное противостояние с Диором: например, Диор выпускал женственную коллекцию, платья, корсеты, а Ив Сен Лоран — наоборот, брючные костюмы. До сих пор пересматриваю его работы, показы, они всегда меня вдохновляют.

Suit & Tie:   А чем ты вдохновляешься помимо работ Ив Сен Лорана?

Alma:  Живопись, картины, потому что это история, подлинное искусство. Архитектура еще.

Suit & Tie:  А как архитектура тебе помогает? Можно ли ее “переложить” на вещь?

Alma:  Это возможно — меня геометрия вдохновляет. Не орнаменты на зданиях, а, скажем, необычное модернистское здание с интересным наклоном, необычные винтовые лестницы. Часто смотрю на Pinterest подборку об архитектуре. 

Suit & Tie:  Альма, насущный вопрос к тебе, как к человеку, который научился шить с нуля. Если хочешь сделать кулинарию своим хобби, можешь открыть любой кулинарный сайт, найти рецепт и тут же начать готовить, у каждого дома есть кухня, кастрюля и сковорода. А вот если решаешь начать шить — это совершенно другая история. Как минимум, нужно купить швейную машину, долго разбираться, как она работает, думать “господи, я тебя ненавижу, почему ты не шьешь”, пытаться вникнуть в тысячу пугающих терминов — оверлок, флизелин формбанд. Как сделать так, чтобы человек самостоятельно научился шить и не возненавидел эту затею?


«Придет опыт — все само собой сложится, будут получаться красивые качественные вещи, а вместе с ними придёт колосальное удовольствие и еще большее вдохновение.»


Alma:  Мне кажется, намного легче окончить курсы, самостоятельно навряд ли хватит терпения. На курсах сразу расскажут все моменты, которые при самостоятельном изучении можно тысячу раз сделать неправильно, до того как придет осознание. Что касается шитья, то можно отходить 3 месяца на курсы и получить приемлемый уровень, с кройком конечно сложнее, да и учиться дольше. Ну и естественно, оборудование: нужна швейная машина, потом оверлок, а потом еще то и это — в результате встает в копеечку.

Suit & Tie:  Ага, дублерин оказывается срочно нужен….

Alma: смеется (прим. ред).

Suit & Tie: В заключение, какой совет можешь дать нашим читательницам?

Alma: Если вы решили учиться шить — советую собраться с силами и не бросать, когда будет казаться, что вы абсолютно безнадежны. Я знаю, о чем говорю. После года обучения в Istituto Marangoni я серьезно хотела бросить учебу, мне тогда казалось, что ничего не получается, что я полная бездарность. Но я смогла перетерпеть этот момент, и по-тихоньку все наладилось. Так же и у вас, когда придет опыт — все само собой сложится, будут получаться красивые качественные вещи, а вместе с ними придёт колосальное удовольствие и еще большее вдохновение.Atelier

Добавить комментарий